О расчете пособия по временной нетрудоспособности

"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 8, август 2007 г.

Основанием для разработки и утверждения в июне этого года Положения о порядке исчисления пособий*(1) стало принятие в конце 2006 г. Закона N 255-ФЗ*(2), который вступил в силу с 1 января 2007 г. В принципе в законодательных и исполнительных органах власти неоднократно возникал вопрос о том, чтобы законопроекты представлялись одновременно с пакетом необходимых подзаконных актов. Однако до настоящего времени эта практика не получила широкого распространения. Также и утвержденное Положение должно было быть принято не позднее января текущего года (с тем, чтобы при расчетах с застрахованными лицами за январь все вероятные вопросы были бы сняты).

О Законе N 255-ФЗ

Напомним основные изменения, внесенные Законом N 255-ФЗ в порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности:

при расчете пособия теперь учитывается не непрерывный трудовой стаж (как это было ранее), а страховой. С 2007 г. порядок определения страхового стажа регулируется Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам*(3);

пособие рассчитывается из количества календарных дней временной нетрудоспособности (а не рабочих, как это было ранее);

совместители получили право получать пособие как по основной, так и по совмещаемой должности (месту работы). Кроме того, перечень лиц, имеющих право на получение пособия по временной нетрудоспособности, несколько расширен за счет включения в него также лиц, осужденных к лишению свободы и привлеченных к оплачиваемому труду. Вместе с тем пособие не назначается (и не выплачивается) за период заключения под стражу или административного ареста.

С принятием Закона N 255-ФЗ фактически утратило силу ограничение, действовавшее в 2006 г.: если в течение последних 12 календарных месяцев работник не отработал трех месяцев, пособие не может превышать минимальный размер оплаты труда. Данный вопрос разъяснен в письме ФСС России от 14 февраля 2007 г. N 02-13/07-721 следующим образом.

Статьями 7 и 11 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что если застрахованное лицо имеет страховой стаж менее шести месяцев, то пособие выплачивается ему в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленный федеральным законом. Эта новая норма применяется к лицам, которые на момент наступления страхового случая имели продолжительность страхового стажа менее шести месяцев. В связи с этим нормы, установленные Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 180-ФЗ "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году," применялись только в 2006 г. и не распространяются на страховые случаи, наступившие в 2007 г.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона N 255-ФЗ пособие при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности). Другими пунктами ст. 6 указанного Закона установлены ограничения по предельной продолжительности периода, за который пособие может быть выплачено (как по указанным, так и по иным основаниям).

О Положении о порядке исчисления пособий

Не исключено, что в связи с выходом Положения о порядке исчисления пособий у организаций может возникнуть рад вопросов. Например, изменится ли порядок расчета пособия для каких-либо категорий работников, стоит ли проводить бухгалтеру перерасчет уже выданных пособий, поскольку документ имеет обратную силу. Проанализируем сложившуюся ситуацию.

Пунктом 3 Положения о порядке исчисления пособий определено, что оно вступает в силу с даты официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. Данное обстоятельство в общем случае предполагает перерасчет пособий, выплаченных с начала года. Однако в описываемой ситуации, как правило, такие перерасчеты не понадобятся. Это обусловлено двумя факторами. Во-первых, ст. 14 Закона N 255-ФЗ (в развитие которой было разработано и утверждено Положение) может считаться нормой прямого действия, так как достаточно подробно регулирует порядок расчета пособий. Во-вторых, постановление Правительства РФ не может противоречить нормам федерального закона, в развитие которого оно издано.

Тем не менее некоторые ошибки при расчете пособий (точнее - расхождения с требованиями Положения о порядке исчисления пособий) на практике все-таки могли иметь место - в связи с более узкой или, напротив, более широкой трактовкой отдельных норм ст. 14 Закона N 255-ФЗ.

Таким образом, представляется целесообразным обратить внимание читателей на те нормы Положения о порядке исчисления пособий, где возникновение расхождений наиболее вероятно.

Перечень доходов работника, включаемых в базу для расчета пособия

В пункте 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ содержится только ссылка на виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в ФСС России в соответствии с главой 24 НК РФ. В пункте 2 Положения содержится перечень таких выплат.

Здесь ошибка могла быть связана с тем, что налоговая база по ЕСН помимо выплат, связанных с оплатой труда, включает и иные виды доходов - оплату коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника и т.п.

Пунктом 2 Положения о порядке исчисления пособий уточнено, что при расчете пособий учитываются только выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, а п. 4 Положения специально оговорено, что "в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда". Иными словами, при расчете пособия не должны учитываться не только суммы оплаты расходов работника, но и суммы материальной помощи (включаемые в налоговую базу по ЕСН).

Вообще в данном уточнении нет ничего нового - перечень выплат, учитываемых при расчете пособий, по существу, сохранен. Однако формулировка, использованная в Законе N 255-ФЗ, позволяла этот перечень необоснованно расширить. Разумеется, если перечисленные виды доходов были учтены при расчетах, перерасчет необходим. При этом, по нашему мнению, суммы переплаты должны быть удержаны с их получателя (но не за счет работника, который производил расчет, и не за счет чистой прибыли организации).

Расчеты в натуральной форме

Пунктом 5 Положения о порядке исчисления пособий уточнено, что заработная плата (доходы), получаемая в неденежной форме в виде товаров (работ, услуг), учитывается в составе заработка как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день ее выплаты, исчисленная исходя из рыночных цен (тарифов) в установленном порядке, а при государственном регулировании цен (тарифов) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.

Ошибка могла возникнуть, если для расчета использовались суммы, начисленные работнику к выплате (по ведомостям на выплату заработной платы), а рыночная стоимость имущества, переданного работнику в погашение задолженности по оплате труда, превысила этот размер.

Проще говоря, если возникли основания для обложения НДФЛ сумм материальной выгоды (по данному основанию), то при расчете пособия по временной нетрудоспособности должны приниматься суммы, включенные в налоговую базу по НДФЛ. Если подобная ошибка имела место, необходимо провести перерасчет и доплату пособия.

Здесь же уместно обратить внимание еще на одну норму Положения о порядке исчисления пособий: доходы, получаемые в иностранной валюте, учитываются в рублях по курсу Банка России, действующему на день начисления пособия. Если доходы учитывались на другую дату, перерасчет также будет необходим. Заметим, что, на наш взгляд, такая ошибка маловероятна, так как определить доход на дату, отличную от даты начисления пособия, технически довольно сложно.

Изменения условий оплаты труда

Пунктом 12 Положения о порядке исчисления пособий установлено, что, если застрахованное лицо в расчетном периоде было переведено на другую работу или ему была повышена заработная плата, указанные изменения учитываются при определении среднего заработка с даты перевода либо повышения заработной платы. Другими словами, в расчет принимаются фактически начисленные суммы оплаты труда (если не было случаев получения материальной выгоды при натуральной оплате). Перерасчет пособий на сумму увеличения оклада производиться не должен.

По аналогичной норме (п. 15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213) ошибки могли иметь место и ранее: в документе было закреплено, что перерасчет производится только тогда, когда повышение ставок или окладов прошло в масштабах хозяйствующего субъекта (организации или ее обособленного подразделения), а не отдельного работника. Теперь вопрос можно считать урегулированным окончательно - комментируемым Положением о порядке исчисления пособий однозначно закреплено, что перерасчет делать не нужно.

Здесь же отметим, что в п. 13 Положения о порядке исчисления пособий специально оговорено: "При наступлении временной нетрудоспособности у беременных женщин или предоставлении им отпуска по беременности и родам в период выполнения ими более легкой работы с сохранением среднего заработка по прежнему месту работы в средний заработок для исчисления пособия включается средний заработок, сохраняемый на время перевода на такую работу". Значит, в данном случае общая норма (п. 12 рассматриваемого Положения) не применяется.

Превышение максимального размера пособия

Пунктом 6 ст. 14 Закона N 255-ФЗ установлено: "...если размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам: превышают максимальные размеры пособий: указанные пособия выплачиваются в указанных максимальных размерах". При формальном прочтении данной нормы можно сделать вывод, что требование о соблюдении максимального размера пособий распространяется на все случаи их выплаты независимо от периода продолжительности временной нетрудоспособности, в том числе и тогда, когда такой период превышает один месяц.

Пунктом 19 Положения о порядке исчисления пособий уточнено, что максимальный размер пособия относится именно к календарному месяцу. Иными словами, если период временной нетрудоспособности составил два месяца, максимальный размер пособия (в 2007 г.) составит 32 250 руб. (16 125 руб. х 2).

Попутно решена и другая проблема - расчет максимального пособия, если период временной нетрудоспособности приходится на два (или более) расчетных месяца. В этом случае максимальный размер пособия определяется по каждому месяцу с учетом количества календарных дней. Например, период временной нетрудоспособности работника составил 20 дней - с 22 мая по 10 июня. В этом случае максимальный размер пособия составит 10 576 руб. 61 коп. (5201,61 руб. + 5375,00 руб.).

По нашему мнению, в данном случае ошибки маловероятны. Тем не менее рекомендуем проверить проведенные расчеты с учетом норм комментируемого Положения.

Работа по совместительству

Пунктом 23 Положения о порядке исчисления пособий уточнено, что физическое лицо, работающее у нескольких работодателей, может получать максимальное пособие по каждому месту работы.

Здесь ошибка могла возникнуть, если применялось одно общее ограничение - независимо от количества начисленных и выплаченных пособий. Правда, для этого необходимо, чтобы работодатели располагали информацией о других местах работы сотрудника и о случаях начисления и выплаты там пособий. Подобная ситуация представляется весьма редкой, так как на практике она возможна, только если человек работает по совместительству в рамках холдинга или у аффилированных лиц.

Отдельно отметим, что в Положении о порядке исчисления пособий подробно регламентирован порядок исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию (индивидуальным предпринимателям, нотариусам и т.п.).

В.Р. Захарьин, канд. экон. наук

──────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007г. N375.

*(2) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".

*(3) Утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 6 февраля 2007 г. N 91.

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 26 сентября 2022 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты