Санкции за несвоевременную подачу декларации по ЕСН

"Финансовая газета", N 15, 16, апрель 2007 г.

В соответствии со ст. 240 НК РФ налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами - квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по единому социальному налогу не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 243 НК РФ).

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган (п. 3 ст. 243 НК РФ).

Таким образом, налоговая декларация по ЕСН представляется налогоплательщиком по окончании налогового периода, т.е. периода, по окончании которого определяется налоговая база по налогу и исчисляется сумма налога к уплате. Налоговый период по единому социальному налогу состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, засчитываемые в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Кроме того, НК РФ разграничивает понятия "налоговая декларация" и "расчет авансовых платежей по налогу", предусматривая необходимость представления в налоговый орган как декларации, так и расчета по налогу.

В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.06 г. N 137-ФЗ) налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа.

Согласно п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Статьей 119 НК РФ установлена ответственность налогоплательщиков за непредставление ими в установленные законодательством о налогах и сборах сроки налоговых деклараций в налоговый орган по месту учета.

Таким образом, ст. 119 НК РФ не установлена налоговая ответственность за непредставление расчета в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Именно поэтому налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление в налоговый орган расчета по ЕСН. Данный вывод нашел подтверждение в п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.03 г. N 71, в котором отмечено, что "предусмотренный ст. 119 Кодекса штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансовых платежей по единому социальному налогу", и обширной судебной практике.

Если налогоплательщик не представил налоговую декларацию по ЕСН не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 243 НК РФ), то он может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ. При этом согласно ст. 119 НК РФ (в ред. 27.07.06 г.) непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 данной статьи влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Таким образом, размер штрафа за непредставление декларации определяется исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации.

В п. 3 ст. 243 НК РФ установлен следующий порядок уплаты ЕСН.

1. В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

2. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

3. Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику.

Таким образом, на основе налоговой декларации по ЕСН подлежит уплате только разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода.

Именно поэтому мы считаем, что при определении размера налоговой санкции, установленной в ст. 119 НК РФ и подлежащей взысканию с налогоплательщика, не представившего в налоговый орган налоговую декларацию по ЕСН, сумма штрафа должна исчисляться с разницы между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода.

Данная позиция подтверждена постановлением Президиума ВАС РФ от 10.10.06 г. N 6161/06, в котором указано, что "базой для определения суммы штрафа по ст. 119 НК РФ определена сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет, а не сумма, указанная в декларации". Многочисленная судебная практика 2006 г. сложилась в пользу налогоплательщика. Так, согласно постановлению ФАС УО от 28.11.06 г. N Ф09-10576/06-С2 "сумма штрафа за совершение налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 119 Кодекса, исчисляется исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате (доплате) в бюджет, а не из суммы, указанной в декларации".

В постановлении ФАС СЗО от 20.11. 06 г. N А66-1856/2006 сделан аналогичный вывод: "Вместе с тем, как следует из постановления Президиума ВАС РФ от 10.10.06 г. N 6161/06, по смыслу п. 2 ст. 119 НК РФ базой для определения суммы штрафа определена сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет, а не сумма, указанная в декларации.

Таким образом, если сумма ЕСН, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет, составляет ноль, то и сумма штрафа за непредставление декларации также должна составлять ноль".

Кроме того, ФАС СЗО в постановлении от 16.10.06 г. N А21-9978/2005 указал следующее: "суммы, исчисленные налогоплательщиком в течение года к уплате за каждый месяц и отчетный период и включенные в соответствующие расчеты, должны рассматриваться как суммы налога, подлежащие уплате (доплате) на основании этих расчетов, и не могут повторно рассматриваться как подлежащие уплате (доплате) на основании налоговой декларации за весь год".

В то же время в письме Минфина России от 16.08.06 г. N 03-02-07/1-224 изложена иная точка зрения о том, что налоговый орган вправе привлечь налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 119 Кодекса за несвоевременное представление им декларации по единому социальному налогу, и взыскать штраф с суммы налога, исчисленного за год. При этом данный вывод Минфином России ничем не мотивирован, что затрудняет понимание позиции финансового ведомства.

Здесь следует сказать о том, что имеют место отдельные судебные прецеденты не в пользу налогоплательщика. Так, в постановлении ФАС ЗСО от 21.12.05 г. N Ф04-9110/2005(18029-А70-35) указано, что "в налоговой декларации по ЕСН содержатся сведения о сумме налога, исчисленного и подлежащего уплате по итогам налогового периода, и непредставление налоговой декларации в установленные сроки влечет наложение штрафа в размере, исчисляемом от всей суммы подлежащего уплате за налоговый период ЕСН, а не от неуплаченной его части".

Федеральная налоговая служба по данному вопросу до сих пор не высказалась. Однако можно обратиться к письму Управления МНС России по г. Москве от 27.08.04 г. N 11-11н/55654, согласно которому при определении размера штрафа, предусмотренного ст. 119 НК РФ, который подлежит взысканию с налогоплательщика, не представившего в налоговый орган налоговую декларацию в установленный срок, сумма штрафа должна исчисляться с разницы между суммой ЕСН, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода. Таким образом, определение размера налоговых санкций, подлежащих взысканию с налогоплательщика, от общей суммы налога, исчисленной по итогам налогового периода, является необоснованным".

Таким образом, можно сделать вывод, что в случае непредставления налоговой декларации по ЕСН до 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговый орган вправе привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности в виде штрафа, исчисленного из суммы налога, подлежащей фактической уплате (доплате) в бюджет, а не суммы, указанной в декларации. При этом, учитывая постановление Президиума ВАС РФ от 10.10.06 г. N 6161/06, считаем, что судебные споры по данному вопросу будут разрешаться в пользу налогоплательщика.

Н. Кочеткова,

юрист КГ "Что делать Консалт"

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 26 сентября 2022 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты