Эксперты Гаранта отвечают

25.09.14

Вопрос

У организации было два автомобиля (основные средства). Один имел кузов-щебнеразбрасыватель, а второй - кузов-поливалку. Автомобиль с кузовом-щебнеразбрасывателем был ликвидирован, так как не годился для дальнейшего использования. После его ликвидации оставили кузов-щебнеразбрасыватель для дальнейшего использования и учли его на счете 10 по стоимости 30 000 руб. Сейчас (с наступлением зимнего периода) организация планирует со второго автомобиля снять кузов-поливалку и поставить вместо него кузов-щебнеразбрасыватель. Как отразить в бухгалтерском учете перестановки кузовов?

Ответ

1. В бухгалтерском учете выбытие объекта основных средств имеет место, в частности, в случае прекращения его использования вследствие морального или физического износа и в иных случаях ликвидации (п. 29 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", п. 76 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания N 91н)).
При ликвидации основного средства могут быть получены детали, узлы и агрегаты, а также иные материалы, пригодные для использования либо продажи. Указанные материалы приходуются по текущей рыночной стоимости на дату списания объектов основных средств (п. 79 Методических указаний N 91н, п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Стоимость полученных при ликвидации основного средства деталей, узлов и агрегатов, пригодных для дальнейшего использования, является прочим доходом организации (п. 5 и п. 8 ПБУ 9/99 "Доходы организации").
В рассматриваемом случае, если кузов-щебнеразбрасыватель пригоден для дальнейшего использования, то организация должна оприходовать его по рыночной стоимости.
Полагаем, что в зависимости от установленной комиссией рыночной стоимости кузов-щебнеразбрасыватель организации следовало учесть как специальное оборудование, так как он будет многократно использоваться организацией при выполнении специфических работ в зимний период (п. 2 и п. 5 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных приказ Минфина России от 26.12.2002 N 135н, далее - Методические указания N 135н).
Методические указания N 135н определяют особенности бухгалтерского учета активов, которые включены для целей бухгалтерского учета в состав оборотных активов, то есть материально-производственных запасов (далее - МПЗ). В свою очередь, п. 9 Методических указаний N 135н предусмотрено, что организация может организовать учет специального оборудования в порядке, предусмотренном для учета основных средств, в соответствии с положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Исходя из того, что предусмотрена возможность выбора между двумя вариантами учета рассматриваемых активов, то в силу требований ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" организация обязана выбрать между этими вариантами и закрепить свой выбор в учетной политике, применяемой для целей бухгалтерского учета.
Спецоборудование со сроком эксплуатации более 12 месяцев в зависимости от его стоимости и положений учетной политики может учитываться:
- в составе основных средств (амортизируемого имущества), если стоимость спецоборудования превышает 40 000 рублей;
- в составе МПЗ при стоимости менее 40 000 руб. за единицу, если такой лимит установлен учетной политикой организации для целей бухгалтерского учета.
То есть, если учетная политика организации содержит положение, что в соответствии с четвертым абзацем п. 5 ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01 и стоимостью не более 40 000 рублей за единицу, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов, то кузов-щебнеразбрасыватель рыночной стоимостью 30 000 рублей организация вправе учесть на счете 10 "Материалы".
Заметим, по тексту Методических указаний N 135н специальные инструменты, специальные приспособления, специальное оборудование относятся к отдельной группе - специальная оснастка (п. 10 Методических указаний N 135н).
В соответствии с п. 20 Методических указаний N 135н передача специального оборудования в производство (эксплуатацию) отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 10, субсчет "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации" в корреспонденции со счетами учета МПЗ (кредит счета 10, по соответствующим субсчетам) в сумме фактических затрат, связанных с приобретением и (или) изготовлением специальной оснастки (по фактической себестоимости).
Согласно п. 24 Методических указаний N 135н стоимость спецоборудования (специальной оснастки) погашается организацией одним из следующих способов:
- способом списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг);
- линейным способом.
Применение одного из способов погашения стоимости по группе однородных объектов специального оборудования (специальной оснастки) производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
Сумма погашения стоимости спецоборудования (спецоснастки) определяется:
- при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг) - исходя из натурального показателя объема продукции (работ, услуг) в отчетном периоде и соотношения фактической себестоимости объекта спецоборудования (спецоснастки) к предполагаемому объему выпуска продукции (работ, услуг) за весь ожидаемый срок полезного использования указанного объекта;
- при линейном способе - исходя из фактической себестоимости объекта специального оборудования (специальной оснастки) и норм, исчисленных исходя из сроков полезного использования этого объекта.
Применение способа списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг) рекомендуется для тех видов спецоборудования (спецоснастки), срок полезного использования которого непосредственно связан с количеством выпущенной продукции (работ, услуг), например штампы, пресс-формы, прокатные валки и т.п.
Линейный способ рекомендуется применять для тех видов специального оборудования (специальной оснастки), физический износ которого непосредственно не связан с количеством выпущенной продукции (работ, услуг), например стапельная оснастка, шаблоны, контрольно-испытательная аппаратура и т.п.
Выбранный способ погашения стоимости спецоборудования организации следует утвердить в учетной политике.
Погашение стоимости специального оборудования (специальной оснастки) отражается по дебету счетов учета затрат на производство и кредиту счета 10, субсчет "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации" (п. 27 Методических указаний N 135н).
С целью обеспечения контроля за сохранностью спецоборудования (спецоснастки), ее стоимость при передаче со склада организации (или иных мест хранения) в производство (эксплуатацию) необходимо вести либо ее дальнейший аналитический учет (в разрезе пользователей спецоснастки), либо принять ее на забалансовый учет по дополнительно вводимому забалансовому счету "Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию" (п. 23 Методических указаний N 135н). Поэтому данный кузов-щебнеразбрасыватель по первому варианту контроля за сохранностью спецоборудования приказом руководителя организации целесообразно "закрепить" за автомобилем с кузовом-поливалкой как съемное оборудование.
Расходы организации по ремонту и обслуживанию специальной оснастки (например заточка специального инструмента, замена отдельных узлов и деталей и т.п.) включаются в расходы по обычным видам деятельности (п. 29 Методических указаний N 135н).
В рассматриваемой ситуации, полагаем, организации следует сделать следующие записи:
Дебет 10, субсчет "Спецоборудование на складе" Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- 30 000 руб. - оприходован кузов-щебнеразбрасыватель (при разборке ОС - автомобиля) на склад;
Дебет 10, субсчет "Спецоборудование в эксплуатации" Кредит 10, субсчет "Спецоборудование на складе"
- 30 000 руб. - кузов-щебнеразбрасыватель передан в эксплуатацию;
Дебет 013
- 30 000 руб. - в целях обеспечения сохранности спецоборудование принято на забалансовый учет (при выборе второго варианта контроля за сохранностью спецоборудования);
Дебет 20 Кредит 10, субсчет "Спецоборудование в эксплуатации"
- погашена часть стоимости спецоборудования (в зависимости от выдранного организацией и утвержденного в учетной политике способа погашения стоимости спецоборудования);
Дебет 20 Кредит 60 (10, 70, 69_)
- учтены затраты организации по демонтажу кузова-поливалки и монтажу кузова-щебнеразбрасывателя на автомобиль при подготовке его к зимнему сезону.
Что касается "простоя" кузова-поливалки в зимний период, заметим следующее.
В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев (п. 23 ПБУ 6/01). Порядок консервации объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету, устанавливается и утверждается руководителем организации. При этом могут быть переведены на консервацию, как правило, объекты основных средств, находящиеся в определенном технологическом комплексе и (или) имеющие законченный цикл технологического процесса (п. 63 Методических указаний N 91н).
Исходя из того, что автомобиль с кузовом-поливалкой учтен организацией как единый инвентарный объект основных средств и решением руководителя данное основное средство не было переведено на консервацию на срок более трех месяцев, полагаем, что в период временного простоя кузова-поливалки организации следует продолжать начислять амортизацию по объекту основного средства.
2. В налоговом учете специальное оборудование в зависимости от стоимости и срока полезного использования может отражаться в составе амортизируемого имущества либо списываться как материальные расходы.
Если срок полезного использования кузова-щебнеразбрасывателя превышает 12 месяцев, а его первоначальная стоимость составляет менее установленного ст. 257 НК РФ для амортизируемого имущества лимита стоимости 40 000 руб., то при расчете налога на прибыль его стоимость включается в материальные расходы организации и списывается на расходы в момент передачи в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, п. 2 ст. 272 НК РФ).
Что касается "простоя" кузова-поливалки в зимний период.
Исходя из того, что автомобиль с кузовом-поливалкой учтен организацией как единый инвентарный объект основных средств и решением руководителя данное основное средство не было переведено на консервацию на срок более трех месяцев, полагаем, что в период временного простоя кузова-поливалки организации следует продолжать начислять амортизацию по объекту основного средства "Специальный грузовой автомобиль с кузовом-поливалкой".
Заметим, контролирующие органы разъясняют, что расходы в виде амортизации не эксплуатируемого основного средства, находящегося во временном простое, признаваемом обоснованным и являющимся частью производственного цикла организации, соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организации. К таким простоям, например, относится простой, вызванный ремонтом основного средства, либо возникший у организации в силу сезонного характера ее деятельности, а также простой в связи с тем, что ОС, предназначенное для сдачи в аренду, временно не используется для этих целей (письмо ФНС России от 12.04.2013 N ЕД-4-3/6818@, письма Минфина России от 25.03.2013 N 03-03-06/2/9224, от 09.03.2011 N 03-03-06/1/128, от 04.04.2011 N 03-03-06/1/206).
Рекомендуем дополнительно ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет при ликвидации основного средства;
- Энциклопедия решений. Учет передачи в эксплуатацию спецоснастки.

25.09.14

Вопрос

Были заключены контракты на основании п. 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Обязан ли заказчик проводить экспертизу результатов исполнения контрактов? 

Ответ

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Проведение экспертизы результатов исполнения контрактов, заключенных на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, обязательно.
 
Обоснование позиции:
Согласно ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с этим Законом (смотрите также ч. 1 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).
На основании ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:
1) предусмотренных п.п. 1-9, 14, 15, 17-23, п. 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), п.п. 25, 26, 28-30, 32, 33, 36 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;
2) осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;
3) если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.*(1)
Как видим, само по себе проведение экспертизы поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг по контракту обязательно при использовании любого способа осуществления закупки*(2). Часть 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ устанавливает лишь случаи, когда при проведении экспертизы не является обязательным привлечение экспертов, экспертных организаций. Поэтому в рассматриваемой ситуации экспертиза должна быть проведена в любом случае, но заказчик вправе выбирать - проводить ли ее самостоятельно или с привлечением сторонних экспертов, экспертных организаций.

25.09.14

Вопрос

В соответствии с требованиями законодательства организация (ОАО) произвела замену регистратора и подала заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. Однако уставом общества держателем реестра акционеров названо только общество, передача прав по ведению реестра регистратору не предусмотрена. Необходимо ли вносить изменения в устав в части реестродержателя? Следует ли в данной ситуации дополнить устав положениями, закрепляющими статус акционерного общества как непубличного, либо оно будет признаваться таковым и при отсутствии таких указаний в уставе?

Ответ

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Положение устава о предоставлении прав на ведение реестра самому обществу с 1 октября 2014 г. будет противоречить закону, что формально требует внесения в устав соответствующих изменений.
Организационно-правовая форма акционерного общества должна быть приведена в соответствие с действующим законодательством при первом внесении изменения в устав. До внесения указанных изменений в устав акционерное общество, никогда не размещавшее ценные бумаги по открытой подписке, признается непубличным. Вносить в устав общества либо его фирменное наименование указание на то, что общество является непубличным, не требуется.
 
Обоснование вывода:
1. Смена реестродержателя
Согласно п. 2 ст. 149 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ (далее - Закон N 142-ФЗ)) ведение записей по учету прав на бездокументарные ценные бумаги осуществляется лицом, имеющим предусмотренную Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) лицензию.
Пункт 5 ст. 3 Закона N 142-ФЗ предусматривает, что акционерные общества, которые на день вступления в силу указанного Закона (то есть на 1 октября 2013 г.) были держателями реестров акционеров этих обществ, как это позволяет п. 3 ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", сохраняют право вести указанные реестры в течение года, то есть до 1 октября 2014 г., после чего обязаны передать ведение реестра лицу, имеющему лицензию на осуществление данного вида деятельности.
В силу пп. "д" п. 1 и п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при смене держателя реестра акционеров акционерное общество обязано подать в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме N Р14001.
Если уставом общества право на ведение реестра акционеров предоставлено только самому обществу*(1), то положения устава с 1 октября 2014 года будут противоречить вышеизложенным нормам закона. Положения устава, противоречащие закону, не подлежат применению (аналогичное разъяснение применительно к обществам с ограниченной ответственностью смотрите в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.1999 N 90/14). Наличие таких положений в уставе общества само по себе, как нам представляется, не может повлечь для общества неблагоприятных последствий, однако формально требует внесения в устав изменений. Вопрос же о сроке, в течение которого в устав будут внесены соответствующие изменения, на наш взгляд, следует решить с учетом конкретных обстоятельств.
2. Статус акционерного общества
Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ), который, за исключением отдельных положений, вступил в силу с 1 сентября 2014 года (п. 1 ст. 3 этого Закона), из Гражданского кодекса РФ исключены положения об открытых и закрытых акционерных обществах. Это связано с тем, что вместо конструкций открытого и закрытого акционерных обществ вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ (смотрите также пояснительную записку к проекту Федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Публичным признается акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах будут применяться также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). Акционерные общества, которые не отвечают обозначенным признакам, признаются непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). То обстоятельство, что общество не является публичным, не требует отражения в фирменном наименовании общества и в его уставе.
Как разъяснено в п. 1 письма Банка России от 18.08.2014 N 06-52/6680, признаками публичного акционерного общества, предусмотренными п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, являются публичное (путем открытой подписки) размещение или публичное обращение акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, такого акционерного общества, независимо от того, что указанные признаки представляют собой события, срок течения которых либо ограничен (публичное размещение), либо может прекратиться по различным причинам (публичное обращение). Если акции ОАО размещались только при его учреждении по закрытой подписке и не размещались публично, то такое общество не должно признаваться публичным, если иное не будет установлено его уставом (п. 1 ст. 66.3, абзац второй п. 1 ст. 97 ГК РФ в новой редакции).
В силу прямого указания ч. 10 ст. 3 Закона N 99-ФЗ перерегистрировать юридическое лицо в связи с вступлением в силу положений Закона N 99-ФЗ не нужно. Не установлены законом и сроки внесения изменений в устав и наименование общества. Согласно ч. 7 ст. 3 Закона N 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования организаций, созданных до вступления в силу этого закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Учредительные документы со дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ и до приведения их в соответствие действуют в части, не противоречащей указанным нормам.
В заключение отметим, что до внесения изменений в устав общество самостоятельно определяет свой статус (публичное или непубличное) исходя из признаков, указанных в п. 1 ст. 66.3 ГК РФ. Как разъясняется в п. 3 упомянутого письма Банка России, в целях информирования инвесторов и иных заинтересованных лиц акционерным обществам, отвечающим признакам публичных акционерных обществ, ценные бумаги которых находятся в процессе размещения, рекомендуется раскрыть информацию о соответствии их признакам публичных акционерных обществ.

Вверх



Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 23 сентября 2017 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты