Администрирование доходов в 2008 году

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2008 г.

Роль администраторов доходов в бюджетном процессе сложно переоценить, поскольку они ответственны за организацию оптимальной системы сбора и представление финансовым органам информации, необходимой для составления последними проектов бюджетов по доходам на краткосрочную (очередной финансовый год) и долгосрочную (плановый период) перспективу. Развитие института администрирования доходов обусловлено изменениями в бюджетном процессе страны. Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 63-ФЗ) ввел новые понятия главного администратора доходов бюджета и определил его основные полномочия (статья 161.1 БК РФ). Представленный материал посвящен процессу исполнения администраторами доходов бюджета своих полномочий.

Процесс зачисления доходов в бюджет

Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, первоначально поступают на счета органов федерального казначейства, открытых в учреждениях Банка России на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые между бюджетами". Органы федерального казначейства наделены полномочиями по учету и распределению доходов, поступающих в бюджетную систему РФ, между бюджетами бюджетной системы страны (ст. 40 БК РФ). Нормативы распределения доходов, действующие в соответствующем финансовом году, устанавливаются Бюджетным кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с бюджетным законодательством. Учет доходов, поступивших в бюджетную систему, и их распределение между бюджетами осуществляются в соответствии с кодами бюджетной классификации, указанными в расчетном документе на зачисление средств на счет N 40101, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному поручению. Порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей изложен в письмах Минфина РФ от 21.07.2005 N 02-05-03/2221, от 09.02.2006 N 02-13-10/255, а порядок заполнения платежного поручения на возврат платежа - в совместном Письме от 28.07.2005 Минфина РФ N 02-14-10а/2275 и Федерального казначейства 42-7.1-01/5.2-207.
Контроль за правильностью оформления платежных (расчетных) документов возлагается на администраторов соответствующих поступлений в бюджет. В настоящее время Правила указания информации в полях расчетных документов установлены Приказом Минфина РФ N 106н*(1). Территориальные органы федерального казначейства оценивают правильность оформления расчетных документов по заданному Приказом Минфина РФ N 106н алгоритму.
Информация о поступлениях в бюджеты представляется территориальными органами федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет, в том числе информация о невыясненных поступлениях. Для обеспечения информационного обмена между администраторами поступлений в бюджет и территориальными органами федерального казначейства заключаются соглашения. При этом правовым основанием для заключения соглашения является нормативный правовой акт, устанавливающий права данного органа власти (бюджетного учреждения) по администрированию доходных источников. Полномочия территориальных органов федерального казначейства при распределении поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ и взаимодействии с администраторами поступлений в бюджет реализуются в соответствии с Приказом Минфина РФ N 116н*(2).

Полномочия администраторов доходов бюджета

Главными администраторами доходов бюджета являются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, иные организации, имеющие в ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета (ст. 6 БК РФ).
Основная функция, возложенная на главного администратора доходов бюджета, заключается в нормативно-правовом регулировании полномочий по администрированию поступлений подведомственных ему администраторов. В некотором смысле понятия "главный администратор доходов бюджета" и "главный распорядитель средств бюджета" схожи. Однако имеются и существенные различия. Например, в соответствии с БК РФ федеральный орган государственной власти или его территориальный орган не может являться главным распорядителем средств бюджета субъекта РФ, тогда как отдельные федеральные органы государственной власти и их территориальные органы являются главными администраторами соответствующих доходов бюджетов субъектов РФ (муниципальных образований) в силу того, что они взимают (взыскивают) указанные доходы, которые зачисляются в бюджеты различных уровней бюджетной системы. Причем орган власти может быть администратором как доходов бюджета нижестоящего уровня, так и доходов бюджета вышестоящего уровня.
Нововведением является наделение полномочиями главного администратора доходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) территориальных органов федеральных органов государственной власти. В соответствии с п. 5 ст. 160.1 БК РФ в редакции Закона N 63-ФЗ установлено, что определение территориальных органов (подразделений) федеральных органов исполнительной власти в качестве главных администраторов доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Это означает, что территориальные органы ФНС будут являться главными администраторами региональных налогов и сборов и, соответственно, должны представлять бюджетную отчетность о региональных налогах и сборах, прогнозы, иные сведения, необходимые для составления проектов бюджетов субъектов РФ, в финансовые органы субъектов РФ.
Перечень главных администраторов доходов бюджета устанавливается законом (решением) о бюджете на соответствующий год (период). В 2008 году такой перечень утвержден Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
К основным бюджетным полномочиям главного администратора доходов бюджета относятся (ст. 160.1 БК РФ):
- формирование перечня подведомственных ему администраторов доходов бюджета;
- представление сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
- представление сведений для составления и ведения кассового плана;
- формирование и представление бюджетной отчетности главного администратора доходов бюджета.
В целях реализации своих полномочий главный администратор доходов бюджета должен произвести последовательно следующие действия:
1) издание нормативного правового акта, обеспечивающего ведение подведомственными администраторами бюджетного учета поступлений;
2) принятие от подведомственных учреждений бюджетной отчетности о поступлениях в установленном Минфином порядке представления и составления бюджетной отчетности;
3) формирование бюджетной отчетности главного распорядителя средств бюджета;
4) представление главным распорядителем средств бюджета бюджетной отчетности в соответствующий финансовый орган (в Федеральное казначейство - в части доходов федерального бюджета) и формирование прогнозов поступлений, закрепленных по главе главного распорядителя средств бюджета;
5) представление главным администратором средств бюджета прогнозов в соответствующий финансовый орган: краткосрочных прогнозов - в порядке, установленном финансовым органом для составления кассового плана; прогнозов на среднесрочную перспективу - в порядке, установленном финансовым органом для формирования проекта бюджета.
Порядок осуществления полномочий устанавливается:
- Правительством РФ - для главных администраторов доходов бюджетов, являющихся федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ, и (или) находящихся в их ведении бюджетных учреждений;
- высшим исполнительным органом субъектов РФ - для главных администраторов доходов бюджетов, являющихся органами государственной власти субъектов РФ, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами, и (или) находящихся в их ведении бюджетных учреждений;
- местными администрациями - для главных администраторов доходов бюджетов, являющихся органами местного самоуправления, и (или) находящихся в их ведении бюджетных учреждений.
Администраторы доходов бюджета - это органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, бюджетные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 6 БК РФ). Как следует из определения, основной обязанностью администратора доходов является начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Кроме того, на администраторов доходов возложены следующие функции:
- взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
- принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление поручения в орган федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином;
- принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представление уведомления в орган федерального казначейства;
- формирование и представление главному администратору доходов бюджета сведений и бюджетной отчетности, необходимых для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;
- и другие, установленные Бюджетным кодексом, а также принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Свои полномочия администраторы доходов осуществляют в порядке, установленном законодательством РФ, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета (п. 3 ст. 160.1 БК РФ).

Закрепление доходов за администраторами доходов бюджетов

Процесс организации работы по закреплению доходов администраторами поступлений состоит из следующих этапов:
а) установление общего порядка закрепления полномочий администратора поступлений в бюджет за органами государственной власти (органами местного самоуправления);
б) утверждение нормативных правовых актов указанных органов государственной власти (органов местного самоуправления), которые, в свою очередь, содержат нормы по закреплению полномочий администратора поступлений в бюджет за территориальными органами, подведомственными учреждениями (обособленными подразделениями);
в) заключение соглашения между администраторами доходов и органами федерального казначейства.

Общий порядок закрепления доходов за администраторами поступлений

Общий порядок закрепления поступлений в бюджет за органами государственной власти (органами местного самоуправления) - администраторами поступлений в бюджет устанавливается Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ*(3)(далее - Указания).
Закрепление доходов бюджетов РФ за главными администраторами осуществляется в следующем порядке. Назначение органов государственной власти РФ, иных администраторов доходов федерального бюджета, органов управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ главными администраторами доходов бюджета осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Приложением 8 к Указаниям.
Органы государственной власти субъектов РФ закрепляют источники доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов за главными администраторами доходов бюджета - органами государственной власти субъектов РФ и созданными ими бюджетными учреждениями при условии, если администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством РФ и Приложением 8 к Указаниям (за исключением доходов, администрируемых как органами государственной власти РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, так и органами государственной власти субъектов РФ).
Органы государственной власти субъектов РФ устанавливают коды главных администраторов доходов бюджета по доходам, администрируемым органами государственной власти субъектов РФ (созданными ими бюджетными учреждениями), также они вправе установить единый код главного администратора доходов бюджета по доходам, администрируемым органами местного самоуправления муниципальных образований и отражаемым по кодам классификации доходов бюджетов РФ с применением кода элемента, соответствующего бюджету субъекта РФ.
По доходам федерального бюджета, администрируемым органами государственной власти субъектов РФ (созданными ими бюджетными учреждениями), бюджетная отчетность по которым представляется главными администраторами соответствующих поступлений в органы, организующие исполнение федерального бюджета, используются коды бюджетной классификации с применением единого кода главного администратора доходов бюджета 888, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
По доходам федерального бюджета, администрируемым органами государственной власти субъектов РФ (созданными ими бюджетными учреждениями) в части переданных полномочий Российской Федерации, средства на осуществление которых предоставляются из федерального бюджета в виде субвенций, используются коды бюджетной классификации с применением кода главного администратора доходов бюджета - кода федерального органа государственной власти, уполномоченного на передачу полномочий Российской Федерации.
Порядок и полномочия администрирования органами государственной власти субъекта РФ доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, в рамках переданных полномочий Российской Федерации, определяются в нормативных правовых актах главных администраторов доходов федерального бюджета, являющихся в соответствии с действующим законодательством федеральными органами государственной власти, уполномоченными на передачу полномочий Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта РФ не вправе устанавливать коды главных администраторов доходов бюджета, совпадающие с кодами главных администраторов доходов бюджета субъекта РФ, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Органы местного самоуправления закрепляют источники доходов бюджетов муниципальных образований за главными администраторами доходов бюджета соответствующего уровня при условии, если администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством РФ и субъектов РФ (за исключением доходов, администрируемых как органами государственной власти РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, органами государственной власти субъектов РФ, так и органами местного самоуправления).
Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальных районов и городских округов устанавливают коды главных администраторов доходов бюджета по доходам, администрируемым органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальных районов либо городских округов (созданными ими бюджетными учреждениями), также они вправе установить единый код главного администратора доходов бюджета по доходам, администрируемым органами местного самоуправления поселений и отражаемым по кодам классификации доходов бюджетов с применением кода элемента, соответствующего бюджету муниципального района.
Органы местного самоуправления поселений устанавливают коды главных администраторов доходов бюджета по доходам, администрируемым органами местного самоуправления поселений (созданными ими бюджетными учреждениями), если иное не предусмотрено законодательными и нормативными правовыми актами субъект а РФ, нормативными правовыми актами муниципального района. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать коды главных администраторов доходов бюджета, совпадающие с кодами главных администраторов поступлений в местные бюджеты, установленными вышестоящими органами власти и управления.
Администрирование доходов бюджета от денежных взысканий (штрафов) осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, вынесшими постановления о наложении штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. В случае вынесения постановления о наложении штрафа судом (мировым судьей) по результатам рассмотрения дела, направленного органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, администрирование соответствующих поступлений осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, направившим дело на рассмотрение в суд (мировому судье).
Администрирование доходов бюджета от предоставления дотаций осуществляется органами, организующими исполнение бюджета.
Администрирование доходов бюджета от предоставления субсидий и субвенций, а также возврат субсидий и субвенций прошлых лет осуществляется органами, уполномоченными в соответствии с законодательными и нормативными правовым и актами на использование указанных денежных средств. Администрирование доходов бюджета от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, предоставившими соответствующие субсидии и субвенции.
Администрирование доходов бюджетов, относящихся к периоду исполнения функций администрирования по доходному источнику иным органом государственной власти РФ, осуществляется вновь утвержденным главным администратором (администратором), в том числе в части возврата плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм.

Нормативный правовой акт федерального администратора

Нормативный правой акт федерального администратора издается на основании постановления Правительства РФ о мерах по реализации закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год*(4) и в соответствии с общим порядком закрепления поступлений за федеральными органами государственной власти. В нем содержатся нормы по закреплению полномочий администратора поступлений в бюджет по ведомственной структуре федерального органа государственной власти. На закрепление соответствующих полномочий администратора доходов федерального бюджета за их территориальными органами и учреждениями дается двухмесячный срок.
В нормативном правовом акте федерального администратора в обязательном порядке прописывается перечень доходных источников (источников финансирования дефицита бюджета), администрируемых соответствующим территориальным органом (подведомственным бюджетным учреждением, обособленным подразделением), в разрезе кодов бюджетной классификации. Кроме того, рекомендуется установить в указанном нормативном правовом акте порядок исполнения следующих типовых операций администратора по каждому доходному источнику (виду дебиторской задолженности):
- начисление (в какой момент и на основании каких первичных документов следует оформлять бухгалтерские записи по начислению соответствующей дебиторской задолженности);
- учет поступивших сумм в бюджетную систему;
- оформление решения о возврате излишне уплаченных сумм в бюджет;
- другие операции (например, по обмену информацией между территориальными органами (подведомственными бюджетными учреждениям и), структурными подразделениями).
В аналогичном порядке утверждаются нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Соглашение об информационном взаимодействии администратора с органом федерального казначейства

Нормативный правой акт администратора по закреплению полномочий администратора поступлений в бюджет является основанием для заключения соглашения об информационном взаимодействии администратора с территориальным органом федерального казначейства (раздел VII Приказа Минфина РФ N 116н). В соглашении указываются сроки, формы и способы передачи информации. Обмен информацией осуществляется в электронном виде, а при отсутствии технической возможности у администратора поступлений - с использованием бумажных носителей.
Администратор поступлений в бюджет представляет в орган федерального казначейства Карточку образцов подписей, правовой акт главного администратора поступлений в бюджет, в ведении которого он находится, наделяющий его полномочиями администратора поступлений в бюджет, с указанием администрируемых им кодов бюджетной классификации.
В соответствии с заключенными соглашениями администратору поступлений в бюджет направляется Выписка из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета (ф. 0512088) с приложением информации из расчетных документов, Ведомость учета внебанковских операций (ф. 0512104), раздел I Справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0512108) по администрируемым им поступлениям. По просьбе администратора раздел I Справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0512108) может направляться ежедневно в электронном виде, а в случае отсутствия электронного документооборота - один раз в месяц.
В Выписку из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета, сформированную по администратору поступлений в бюджет, включаются невыясненные поступления в случаях:
- если в расчетном документе указан код вида дохода, закрепленный в соответствии с законодательством за одним главным администратором поступлений в бюджет;
- если в расчетном документе указаны значения ИНН и КПП получателя - данного администратора поступлений в бюджет (если первое условие невыполнимо);
- если в расчетном документе указан код главного администратора поступлений в бюджет (если первые два условия невыполнимы).
В следующем номере журнала будет рассмотрено ведение бюджетного учета главными администраторами (администраторами) доходов бюджета.

Ю. Васильев,
д.э.н., генеральный директор КГ "Аюдар", автор книги
"Годовой отчет для бюджетных организаций - 2007"

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 26 сентября 2022 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты